Искусство - 5 класс

Тема: Сказочный образ животного
Во всём мире люди рассказывают сказки, развлекая друг друга.Порой сказки помогают разобраться в том, что в жизни дурно, а что хорошо.
Появились сказки задолго до изобретения книг, и даже письменности.
Учёные по-разному толковали сказку. Ряд исследователей фольклора сказкой называли всё, что «сказывалось». Известный сказковед Э. В. Померанцева приняла эту точку зрения: «Народная сказка – эпическое устное художественное произведение, преимущественно прозаическое, волшебное или бытового характера с установкой на вымысел».
Сказки о животных существенно отличаются от других видов сказочного жанра. Появлению сказок о животных предшествовали рассказы, непосредственно связанные с поверьями о животных. Русский сказочный эпос о животных не очень богат: по данным Н. П. Андреева (этнограф, искусствовед), имеется 67 типов сказок о животных. Они составляют неполных 10% всего русского сказочного репертуара, но вместе с тем этот материал отличается большой самобытностью. В сказках о животных неправдоподобно спорят, разговаривают, ссорятся, любят, дружат, враждуют звери: хитрая «лиса – при беседе краса», глупый и жадный «волк-волчище – из-под куста хватыш», «мышка-погрызуха», «трусоватый заюнок – кривоног, по горке скок». Всё это неправдоподобно, фантастично. И образы животных - это не эдакий рассказ из жизни реальных зверей в дикой природе, облаченный в сказку, как у Бианки, например.
Животные в сказке - это символ. Мир животных в сказках воспринимается как иносказательное изображение человеческого. Животные олицетворяют реальных носителей человеческих пороков в быту (жадность, глупость, трусость, хвастовство, плутовство, жестокость, лесть, лицемерие и т. п.). В эпоху первых земледельческих государств появились волшебные сказки. В них центральное место отводилось человеку, а животные выступали уже лишь как «волшебные помощники» главного героя. Советский фольклорист Владимир Пропп отнес волшебные сказки к эпохе отмирания устаревших охотничьих обрядов. Прежние тайные знания перестали быть ценностью, и их стали рассказывать под видом сказок.
Каждое племя охотников вело свою родословную от определенного животного или растения — тотема, который считался родным для каждого члена общины. Эта вера в зверей-покровителей легла в основу сказок о летающих конях, волках-помощниках и рыбах, исполняющих желания.
Во многих сюжетах фигурирует чудище, которое пожирает людей. Победить его под силу лишь избранному герою. В сказке «Иван Попялов» сохранился такой характерный для славянского фольклора эпизод: «Побивши змеевых дочек, Иван Попялов поехал с братьями домой — уж летит за ними змеиха, раскрыла рот от земли до неба и хотела Ивана проглотить. Иван и братья кинули ей три пуда соли. Она проглотила ту соль, подумав, что это Иван Попялов, а после, как распробовала ту соль и увидела, что это не Иван, так бросилась снова в погоню».Сравнив этот мотив и описания жизни диких племен, Владимир Пропп пришел к выводу, что сказки о чудовищах сохранили некоторые подробности древнейшего обряда инициации, который проводили в первобытных обществах над юношами-охотниками. Центральной частью обряда было поглощение испытуемого неким животным, чаще всего змеем.
Одна из форм (этого обряда — Прим. ред.) состоит в том, что посвящаемый пролезал через сооружение, имевшее форму чудовищного животного. Там, где уже сооружались постройки, это чудовищное животное представлено особого рода хижиной или домом… Там, где еще нет никаких построек, делается сооружение иного типа. Так, в Австралии змею изображало извилистое углубление в земле, высохшее русло реки, или делали навес, а впереди ставили расколотый кусок дерева, изображающий пасть. <…> 
...Пребывание в желудке зверя давало вернувшемуся магические способности, в частности власть над зверем. Вернувшийся становился великим охотником. <…> 
Чтобы приобщиться к тотемному животному, стать им и тем самым вступить в тотемный род, нужно быть съеденным этим животным.

Владимир Пропп, «Исторические корни волшебной сказки»
По мнению Проппа, со временем появился обычай разжигать костер внутри таких чудищ. А освобождение охотника из утробы монстра символизировало победу над зверем. Затем воздействовать на зверя стали не изнутри, а снаружи, с помощью оружия. Так возник один из самых распространенных в мировой культуре мотивов — змееборство. О встрече героя со змеем рассказывают не только сказки, но и былины («Добрыня и Змей»), легенды (уральские легенды о Царе-Полозе) и даже жития святых.  
Святой Георгий Победоносец, поражающий змея, изображен на гербе Москвы.
Победил змея и блаженный князь Петр Муромский.
Сюжет о Петре и Февронии сложился в Средние века под влиянием европейских легенд о Тристане и Изольде, где также упоминался летающий змей.
Даже в более древних текстах Священного Писания можно найти архаичный мотив проглатывания святого.
Так, ветхозаветного пророка Иону проглотил кит, в чреве которого пророк провел три дня и три ночи.
Наряду со змеями в волшебных сказках всего мира фигурируют орлы и кони. Разные народы следовали особому обряду кормления орла. Птицу брали в дом, ухаживали за ней, а затем убивали. Таким образом орла отсылали к духам, чтобы он замолвил словечко за добрых людей, которые так хорошо о нем заботились.  «Не стреляй меня, царь-государь! Возьми лучше к себе да прокорми три года; в некое время я пригожусь тебе!» — говорит орел герою сказки «Василиса Премудрая и Морской царь". После того как царь откармливает орла, птица относит его «за тридевять земель» — то есть в потусторонний мир.
Похожую функцию выполняет и конь: в русских сказках он часто имеет крылья и может перемещаться между мирами. В сказке «Сивка-бурка», очень уж похожей на Ершовского "Конька-Горбунка", Иван-дурак получает волшебного коня от умершего отца, переночевав на родительской могиле: «Старик свистнул-гайкнул богатырским посвистом: «Сивко-бурко, вещий воронко!» Сивко бежит, только земля дрожит, из очей искры сыплются, из ноздрей дым столбом». Исследователи считают, что «сивый» конь на самом деле был белым, с синим отливом. Белых лошадей приносили в жертву древние греки. Особое отношение к коням этой масти было и у сибирских шаманов.
Второй по частоте упоминания цвет волшебного коня — рыжий или красный, подчеркивающий связь с огненной стихией. В сказке «Иван Сученко и Белый Полянин» из трех коней именно рыжий доставил героя из потустороннего мира домой: «Припалил рыжую шерсть — бежит рыжий конь, из-под копыт шматья летят, изо рта пар пышет, из ушей дым валит. "Скоро ль ты меня на тот свет вынесешь?" — "Плюнуть не успеешь!" Сел на того коня и очутился на своей земле».
Исследователи проводят параллель между таким сказочным конем, у которого идет «дым из ноздрей», и ведическим богом огня Агни, который мог принимать облик коня.
Позднее «родство» людей и животных из сказок исчезло. Так, в «Емеле-дураке» («По щучьему веленью») главный герой уже заключает с волшебной щукой договор: отпускает ее на свободу, а она исполняет его желания. Сюжеты, где герой выручает животных из беды, за что они впоследствии благодарят его, считаются наиболее поздними, так как, по выражению Владимира Проппа, «сказка вообще не знает сострадания». Более поздние фольклорные сказки полностью сосредоточились на человеке. Животные в них стали появляться лишь эпизодически. Появление различных персонажей в русских сказках о животных изначально обусловлено тем кругом представителей животного мира, который характерен для нашей территории. 
Поэтому закономерным является то обстоятельство, что в сказках о животных мы встречаемся с обитателями лесов, полей, степных просторов ( медведь, волк, лиса, дикий кабан, заяц, ёж и т. д ).
В сказках о животных животные сами являются главными героями- персонажами, а отношения между ними определяют характер сказочного конфликта.
Наблюдая за составом животных, выступающих в качестве действующих персонажей в животном эпосе, я отмечаю преобладание диких, лесных животных. Это – лиса, волк, медведь, заяц, и птицы: журавль, цапля, дрозд, дятел, ворона. Домашние животные появляются в соединении с лесными, а не как самостоятельные или ведущие персонажи. Примеры: кот, петух и лиса; овца, лиса и волк; собака и дятел и другие. Ведущими персонажами, как правило, являются лесные животные, домашние же животные играют подсобную роль. Сказки о животных строятся на элементарных действиях. Сказки построены на неожиданном для партнёра, но ожидаемом слушателями конце. Отсюда шуточный характер сказок о животных и необходимость в хитром и коварном персонаже, каким является лиса, и глупом и одураченном, каким у нас обычно является волк.  Итак, под сказками о животных будут подразумеваться такие сказки, в которых животное является основным объектом. Действующими лицами являются только одни животные.
Излюбленным героем русских сказок, сделалась лиса: Лиса Патрикеевна, Лисица- красавица, лисица - масляна губица, лиса- кумушка, Лисафья. Вот она лежит на дороге с остекленевшими глазами.
Околела, решил мужик, пнул её, не ворохнётся. Обрадовался мужик, взял лису, положил её в воз с рыбой: «Будет старухе воротник на шубу»- и тронул лошадь, сам пошёл впереди.Лисица выбросила всю рыбу и ушла. Когда лиса стала обедать, прибежал волк. С чего бы это лисе угощать волка! Пускай сам наловит. Лисицу мгновенно осеняет: «Ты, куманёк, ступай на реку, опусти хвост в прорубь – рыба сама на хвост нацепляется, сиди и приговаривай: «Ловись, рыбка». 
Предложение несуразное, дикое, и, чем оно страннее, тем охотнее верится в него. Но волк послушался. Лиса чувствует полное превосходство над доверчивым и глупым кумом.
Образ лисы дорисовывают другие сказки. Беспредельно лживая, она пользуется доверчивостью, играет на слабых струнах друзей и недругов. Много проделок и проказ на памяти у лисы. Она гонит зайца из лубяной избы, уносит петуха, выманивая его песней, путём обмана меняет скалочку на гусочку, гусочку на индюшку и т. д. вплоть до бычка. Лиса – притворщица, воровка, обманщица, злая, льстивая, ловкая, хитрая, расчётливая. В сказках она всюду верна этим чертам своего характера. Её хитрость передана в пословице: «Когда ищешь лису впереди, то она позади». Она изворотлива и лжёт напропалую до той поры, когда лгать уже нельзя, но и в этом случае она нередко пускается на самую невероятную выдумку. Лисица думает только о своей выгоде. Если сделка не сулит ей приобретений, она не поступится ничем своим. Лиса мстительна и злопамятна. 
В сказках о животных одним из главных персонажей является волк. Это прямая противоположность образу лисы. В сказках волк глуп, его легко обмануть. Нет, кажется, такой беды, в какую бы ни попал этот незадачливый, вечно избиваемый зверь. Так, лиса советует волку ловить рыбу, опуская хвост в прорубь. Козёл предлагает волку разинуть пасть и стать под гору, чтобы он мог впрыгнуть в пасть. Козёл опрокидывает волка и убегает (сказка «Волк-дурень»). Образ волка в сказках вечно голодный и одинокий. Он всегда попадает в смешное, нелепое положение.
В многочисленных сказках выведен и медведь: «Мужик, медведь и лиса», «Медведь, собака и кошка» и другие. Образ медведя, оставаясь по-прежнему главной фигурой лесного царства, предстаёт перед нами медлительным, доверчивым неудачником, часто глупым и неповоротливым, косолапым. Он постоянно хвастает своей непомерной силой, хотя с толком применить её может не всегда. Он давит всё, что попадает ему под ноги. Его тяжести не выдержал и хрупкий теремок – дом, в котором мирно жили самые разные лесные зверюшки. Обычно в сказках медведь не умён, а глуп, он воплощает в себе большую, но не умную силу. Сказки, в которых действуют мелкие звери (заяц, лягушка, мышь, ёж), преимущественно юмористические.
Заяц в сказках скор на ногу, несмышлён, труслив и боязлив.
Ёжик медлительный, но рассудительный, не поддаётся на самые хитроумные уловки своих противников.
Мысль сказочных историй о зверях переходит в пословицы.
Лисица со своими сказочными чертами плутовки, хитруньи-пройдохи предстала в пословицах: «Лисица хвоста не замарает», «Нанималась лиса на птичий двор беречь от коршуна, от ястреба».
Глупый и жадный волк тоже перешёл из сказок в пословицы: «Не клади волку пальца в рот», «Быть тебе волком за твою овечью простоту».
А вот пословицы о медведе: «Силён медведь, да в болоте лежит», "Ругают медведя, что корову сожрал, а не права и корова, что за поле ходила", «В медведе думы много, да вон нейдёт».
И здесь медведь наделён огромной, но неразумной силой.
В сказках постоянная борьба и соперничество зверей. Борьба, как правило, кончается жестокой расправой над противником или злой насмешкой над ним. Осуждаемый зверь часто попадает в смешное, нелепое положение.
Прототипы сказочных героев.
А теперь мы рассмотрим повадки и образ жизни настоящих животных. Я руководствовалась книгой «Жизнь животных» немецкого зоолога Альфреда Брема. Благодаря живым описаниям «образа жизни» и «характера» животных, труд Брема стал для многих поколений лучшим популярным руководством по зоологии. Так вот он отрицает преимущественную хитрость лисы и утверждает исключительную хитрость волка. Волки охотятся не в одиночку, а сообща. Они бродят обычно небольшими стаями по 10-15 особей. В стае соблюдается строгая иерархия. Вожак стаи почти всегда самец (волк-«альфа»). В стае его можно узнать по приподнятому хвосту. Среди самок также есть своя волчица-«альфа», которая обычно идет впереди вожака. В моменты опасности или охоты вожак становится во главе стаи. Далее на иерархической лестнице располагаются взрослые члены стаи и одиночные волки. Ниже всего стоят подросшие волчата, которых стая принимает только на второй год. Взрослые волки все время проверяют силу вышестоящих волков. В результате, молодые волки, взрослея, поднимаются выше по иерархической лестнице, а стареющие волки опускаются все ниже. Столь развитая социальная структура значительно повышает эффективность охоты. Волки никогда не подстерегают добычу, они загоняют ее. Преследуя добычу, волки разделяются на небольшие группы. Добыча делится между членами стаи соответственно рангу. Старые волки, не способные участвовать в совместной охоте, следуют за стаей в отдалении и довольствуются остатками ее добычи. Остатки пищи волк зарывает в снег, а летом прячет про запас в укромном месте, куда позже возвращается, чтобы доесть несъеденное. Волки имеют очень острое обоняние, улавливающее запах на расстоянии 1,5 км. 
Волк – существо хищное, хитрое, умное, изворотливое, злое. Волки — отличные охотники, неутомимые бегуны и всегда найдут себе добычу в лесу. Недаром говорят: волка ноги кормят. Вот и рыщет он по полям, по лесам — где мышкой поживится, где зайчишку глупого схватит, где тетерева поймает. Здоровый-то тетерев от серого улетит. Другое дело — больной. Жалко, конечно, птицу, но ведь ей все равно не жить, а больная, она заразит своих сородичей, тогда уж не один, а сотни тетеревов погибнут. Поэтому волка называют санитаром леса.
я изучила материал о повадках лисы, то я нашла некоторые сходства со сказочной лисой. Например, настоящая лиса, как и сказочная, любит наведываться в курятник. 
Она избегает глухих таёжных лесов, предпочитая леса в районе сельскохозяйственных угодий. И норку себе ищет уже готовую. Может занять нору барсука, песца, сурка. Хвост лисицы тоже упоминается в сказках. И действительно, пушистый хвост можно считать её особенностью. Лиса действует им как рулём, делая резкие повороты во время преследований.  ещё она им укрывается, свернувшись во время отдыха клубочком и уткнув нос в его основание. Оказывается, в этом месте расположена благоухающая железа, издающая запах фиалки. Предполагают, что этот пахучий орган благоприятно влияет на обаяние лисицы, но точнее его назначение пока остаётся невыясненным. 
Реальная Лисица-мать охраняет лисят и не подпускает никого близко. Если, например, около норы появится собака или человек, то лисица прибегает к «хитрости»- старается отвести их от своего жилища, завлекая за собой.А вот герои сказок журавль и цапля. О не сказочном, настоящем сером или обыкновенном журавле в книге А. Брема «Жизнь животных» говорится: «Очень чуток журавль к ласке и обиде – обиду он может помнить месяцы и даже годы». Сказочный журавль наделён чертами реальной птицы: ему и скучно, он памятлив на обиду. О цапле в этой же книге говорится, что она злобна и жадна. Это объясняет, почему цапля в народной сказке думает прежде всего о том, чем будет её кормить журавль. Она зла, как настоящая, не сказочная цапля: недобро приняла сватовство, ругает сватающегося жениха: «Ступай прочь, долговязый!»В сказках, в поговорках говорится – «труслив, как заяц».
А между тем зайцы не столько трусливы, сколько осторожны. Им необходима эта осторожность, так как в ней их спасение. Все считают, что зайцы, или даже, как их дети называют, зайчики - милые пушистые создания, которые прыгают себе беззаботно по лугам, кушают травку, всех до обморока боятся, а потому каждый норовит их обидеть.  Это мы просто в детстве начитались сказок и мультфильмов насмотрелись наподобие «Ну, погоди!», "Мешок яблок" и прочих. На самом деле все далеко не так. Во-первых, зайцы - достаточно агрессивные, злобные и беспокойные существа, которые легко могут постоять за себя. К примеру, ни один уважающий себя охотник не возьмет живого зайца за уши, хотя они как будто даже предназначены для этого.
А почему? Потому что заяц запросто изворачивается в неопытных руках и так врезает горе-охотнику своими мощными задними лапами, что распарывает ему живот вплоть до самых кишок, что, понятное дело, заканчивается очень печально для «высшего звена в пищевой цепочке». Подобный прием зайцы используют в жестокой борьбе против хищников и, вы не поверите, достаточно часто побеждают.
Зайцы кушают травку.
Да, есть у длинноухих такая слабость. Но с тем же успехом зайцы при случае готовы перекусить сырым мясом, так что называть их травоядными не совсем корректно, скорее уж - полухищниками.
Северные охотники это прекрасно знают, а потому стараются проверять свои силки на куропаток раньше, чем до них доберутся кровожадные зайцы.
Потому что если длинноухого не опередить - куропатка будет съедена.
Мало того, заяц повадится и дальше проверять силок раньше охотника с тем же результатом, так что последнему срочно придется менять дислокацию.
Кстати ученые, долгое время официально величавшие всех зайцев грызунами, узнав более подробно об их нехороших привычках, выделили бывших грызунов в отдельный отряд зайцеобразных, справедливо решив, что до настоящих хищников они все-таки недотягивают.
При соответствующем воспитании заяц запросто может заменить сторожевую собаку. Вы не смейтесь, но существует документальное подтверждение того, что один заяц, воспитанный в собачьем «коллективе», реально нес службу, кидался на незнакомых людей и других собак и кусал их за разные чувствительные места.
У зайца, кстати, есть кое-что общее со львом. Как и царь зверей, наш герой строго блюдет свою территорию, не пускает на нее посторонних, но и сам не лезет на чужие участки пропитания.
А косым зайца называют вовсе не потому, что у него проблемы со зрением.
Глаза -то у него в полном порядке, позавидовать можно.
Кличку «косой» этот зверь получил за то, что, убегая, делал круг и всегда возвращался практически в то же место, откуда стартовал.
Но это вовсе не хитрость и не дурость. Просто у зайца правые передняя и задняя лапы развиты больше, чем левые (бывает и наоборот, встречаются зайцы-левши).
Природное чутьё и способность быстро убегать большими прыжками в сочетании с приёмами запутывания своих следов компенсируют их беззащитность.
Впрочем, заяц способен давать отпор: если его настигает пернатый хищник, он ложится на спину и отбивается сильными ударами ног.
Мать-зайчиха кормит не только своих детёнышей, а вообще всех обнаруженных зайчат.
При появлении человека зайчиха уводит его от зайчат, притворяясь раненой, больной, старается привлечь к себе внимание, стуча ногами о землю.
Только в сказках еж живет в теремке с мышкой-норушкой и лягушкой-квакушкой. На самом деле им втроем никогда не ужиться: съел бы ежик своих соседок — и мышь, и лягушку.
Ежи даже норками не обзаводятся.
Осенью натаскает еж на своих колючках сухих листьев в какую-нибудь ямку между корней, зароется и спит всю зиму.
И яблоками Еж никогда не питается.
На самом деле, кислота, содержащаяся в них, помогает ему избавиться от паразитов, обитающих в недрах его игл.
Ну а в сказку он попал, конечно, из-за своих колючек, ведь в наших лесах ни у одного зверя нет такой удивительной защиты.
Мал ежик, а никто ему не страшен.
Свернется в клубок, выставит иголки — попробуй тронь.
Медведь в сказках предстаёт перед нами медлительным, неповоротливым.
А между тем, реальный, неуклюжий на вид медведь исключительно быстро бегает – со скоростью свыше 55 км/ч, превосходно плавает и в молодости хорошо лазает по деревьям (к старости он делает это неохотно).
И, оказывается, медведь активен в течение всего дня, но чаще по утрам и вечерам.
У них хорошо развито чувство обоняния, а зрение и слух довольно слабые.
В сказках медведь воплощает в себе большую силу, и его прототип одним ударом лапы способен сломать спину быку или бизону.
Медведь умный, ловкий, быстрый, хитрый зверь.
Когда крадется зa добычей, ни одна веточка не хрустнет под его тяжелыми лапами.
А убегает от кого-нибудь — не догнать.
Медведь и пловец отменный, и на деревья легко взбирается — полакомиться медом диких пчел.
Хоть в сказках мед - это его неделимый атрибут (тот же Винни-Пух иль Брамбл из "Boonie bears"),все же это его отнюдь не единственное лакомство.
Медведь еще рыбак.
Стоит в реке — караулит.
Вдруг как ударит лапой - брызги фонтаном.
И рыбка уже бьется на берегу.
Хоть медведь и хищник, но охотится редко. С утра до вечера бродит по лесу, ищет, чем бы поживиться.
Тут корешки выкопает, там муравейник разворотит; облепят муравьи медвежью лапу, а он их слижет.
Снова облепят — снова слижет.
Все идет ему в пищу: и личинки, и стебли и корешки разных растений.
Особенно любит топтыгин ягоды.
Найдет малинник, заляжет в кусты и прямо с веток обсасывает ягоды, а сам даже чмокает и урчит от удовольствия.
Если близ леса есть овсяное поле, медведь ночью и туда непременно пожалует: молодой овес для него тоже лакомство.
К осени нагуляет медведь жиру, и вдруг пропадает у него аппетит — ничего не ест.
У него теперь одна забота — найти в чаще самое глухое место, где бы можно было устроить берлогу.
Подыщет вывороченное дерево, подкопает немного, натаскает сухой травы, примнет свою постель — и на боковую.
До самой весны спит медведь, всю зиму не ест, не пьет.
Говорят, будто он с голоду лапу сосет, но это шутка — зимой косолапому есть совсем не хочется, аппетит разыгрывается только весной.
Медведь в сказках представляет собой воплощение грубой силы, мужества, смелости, мудрости.
Иногда он свиреп, иногда – наивен и добр. Будучи хозяином леса, он обладает властью над другими животными, однако, характером отличается простоватым.
Несмотря на наличие физической силы, медведь в сказках оказывается одурачен слабыми животными по причине своей глупости и наивности.
Если проанализировать такие произведения, как «Медведь – липовая нога», можно провести параллель образа медведя с образом богатых помещиков во время крепостного права.
Поэтому люди и другие животные, символизирующие в сказках свободный и хитрый русский народ, часто пытаются обхитрить и одурачить медведя.
В некоторых сказках медведь ленив, спокоен и очень ценит свой покой.
Также встречаются сказки, в которых медведь проявляет себя как добрый животный персонаж, помогающий людям.
Например, в сказке «Маша и медведь» медведь одаривает подарками Машу, выступая, тем самым, символом добрых сил природы, которые любят трудолюбие и честность.
Сходства сказочного персонажа и его реального прототипа заключаются в изображении медведя сильным, свободолюбивым животным.
Повадки, представленные в сказках, схожи с тем, чем медведь и занимается в реальной жизни.
Например, поедание растительной пищи и рыбы, впадение в зимнюю спячку.
Медведь в мультиках – обычно самый сильный и добрый персонаж.
А еще справедливый.
В сказке «Чудесный колокольчик» он награждает подарками девочку Машу за ее чистоплотность и кроткий характер, а ее завистливую сестру и злую мачеху оставляет одних в темном лесу, чтобы исправились.
Современный медведь не такой грозный.
В диснеевском мультсериале "Мишки Гамми", названном в честь фигур медведей из мармелада, медведи, хоть и держатся подальше от людей, но все равно принимают участие в спасении средневекового замка Данвин от орды гоблинов.
В популярном сегодня мультфильме студии "Анимаккорд" «Маша и медведь» он мягкий и добродушный родитель, который прощает Маше любую шалость.
Сценаристы не прогадали – такой медведь пришелся по душе зрителям по всему миру.
В мультсериале "Вся правда о медведях (англ. We Bare Bears)" три медведя - Гризли, Панда и Белый являются протагонистами и пытаются жить среди людей. 
Однако, даже здесь есть исключения: в китайском мультсериале "Медведи-соседи" на протяжении всех трех сезонов медведи предстают как грозные и жестокие хранители леса, который, по сюжету, пытается вырубить лесоруб Вик.
Особенно выделяется в этом красный гималайский медведь Бриар, в оригинале не имеющий имени.
Однако, в полнометражках и последующих сериях характер медведей несколько смягчается, и для Вика они становятся лучшими друзьями.
Изучая животный эпос, мы должны остерегаться очень распространённого заблуждения, будто сказки о животных действительно представляют собой рассказы из жизни животных.
До исследования этой темы, я тоже придерживалась такого суждения.
Как правило, они имеют очень мало общего с действительной жизнью и повадками зверей.
Правда, до некоторой степени животные действуют согласно своей природе: лошадь лягается, петух поёт, лиса живёт в норе (впрочем, далеко не всегда), медведь медлителен и сонлив, заяц труслив и т. д. Всё это придаёт сказкам характер реализма.
Обрисовка животных в сказках иногда настолько убедительна, что мы с детства привыкли подсознательно определять характеры животных по сказкам.
Сюда относится представление, будто лиса – животное исключительно хитрое.
Однако всякий зоолог знает что это мнение ни на чём не основано.
Каждое животное хитро по-своему.
Звери вступают в содружество и водят компанию, какая невозможна в природе.
Но всё-таки я хочу заметить, что в сказках есть и множество таких деталей в изображении зверей и птиц, которые подсмотрены народом из жизни настоящих зверей.
Прочитав литературу о сказках, о жизни и поведении животных и сравнив образы и их прототипы, у меня появились две версии. С одной стороны, образы животных похожи на свои прототипы (злой волчище, мишка косолапый, лисичка - таскающая кур и т. д. ). С другой стороны, изучив, наблюдения зоологов я могу сказать, что образы и их прототипы имеют мало общего с действительными повадками зверей.
Искусство народной сказки состоит в тонком переосмыслении подлинных повадок птиц и зверей.
И ещё: изучив историю сказок о животных, я пришла к выводу: сказки о животных чаще всего принимают форму рассказов о людях под личиной животных.
В животном эпосе находит широкое отражение человеческая жизнь, с её страстями, алчностью, жадностью, коварством, глупостью и хитростью и в то же время с дружбой, верностью, благодарностью, т. е. широкая гамма человеческих чувств и характеров.

Комментариев нет:

Отправить комментарий